"УЗОР КОБАЛЬТОВАЯ СЕТКА" - СИМВОЛ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Мало кто знает, что знаменитый узор ленинградского фарфора - это символ памяти о героическом подвиге блокадников Ленинграда. Самый известный — «кобальтовая сетка». Он появился вскоре после снятия блокады в 1944 году. Это был не просто геометрический орнамент; художница Анна Яцкевич, автор знаменитого логотипа ЛФЗ, расписала сеточкой сервиз скульптора Серафимы Яковлевой в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрёстном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда. «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Императорского фарфорового завода и символ русского фарфора. Роспись, созданная в середине ХХ века художницей Анной Яцкевич для чайного сервиза формы "Тюльпан" (по модели Серафимы Яковлевой), известна во всем мире. Сначала сеточка Анны Яцкевич была золотой (1945г.) — сервизы с таким декором выпускались сразу после войны, а затем художница создала знаменитую "Кобальтовую сеточку" – сервиз, получивший золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. С той поры "Кобальтовая сетка", как ее называют сейчас, завоевала весь мир. Сервиз не готовился к конкурсу специально, а входил в ассортимент заводской продукции. Считается, что "Кобальтовая сетка" была навеяна изящным и нарядным фарфором XVIII века — елизаветинским "Собственным" сервизом, в узлах золотой сеточки которого выписаны маленькие розовые цветочки. У Яцкевич сеточка более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом и украшенная золотом. "Кобальтовая сетка" превосходно обыгрывала форму сервиза "Тюльпан" и придавала ему торжественный и благородный вид. Впоследствии этот декор стали применять и для украшения других изделий завода: кофейных и столовых сервизов, всевозможных чашек, вазочек и сувениров (в частности наперстков). У Анны Яцкевич есть еще один рисунок, известный, пожалуй, каждому, кто хоть раз сталкивался с фарфором ЛФЗ. Знаменитый логотип ЛФЗ (1936 г.), изображенный на изделиях, выпущенных на заводе, также принадлежит ей. К сожалению, Анна Яцкевич не дожила до своего триумфа. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что её рисунок стал символом русского фарфора. Существует две основных версии как у художницы Анны Яцкевич возникла идея этого рисунка и какая из них правильная спорят до сих пор. По первой версии идея кобальтовой сетки была навеяна другим сервизом с сеточкой. Это сервиз XVIII века, созданный самим Дмитрием Виноградовым для Елизаветы Петровы, который носит название Собственный. В 1944 году фарфоровому заводу исполнялось 200 лет и главный художник Н. М. Суетин посоветовал художникам фабрики подготовить к этому событию изделия на классические мотивы из истории русского фарфора. Он и подсказал Анне Адамовне попробовать сделать рисунок по аналогии с Собственным сервизом Елизаветы Петровны. В этом сервизе на ажурной сетке были вписаны маленькие розовые цветочки. По второй версии идея кобальтовой сетки возникла у Анны Абрамовны по аналогии с заклеенными крест накрест окнами домов в блокадном Ленинграде. Художница пережила блокаду, потеряла мать и сестру в голодные годы и таким образом хотела увековечить их память. https://www.ipm.ru/catalog/servizy/kofeynye-servizy/serviz-kofeynyy-forma-tyulpan-risunok-kobaltovaya-setka-6-person-20-predmetov-art-81-20944-00-1/ https://polzam.ru/index.php/istorii/item/1085-uzor-kobaltovaya-setka-simvol-blokadnogo-leningrada #овойне@gemckue_cmuxu #война@gemckue_cmuxu

Теги других блогов: фарфор блокада Ленинград